Историк Илья Альтман высказался о военных преступлениях во время Великой Отечественной войны.
– Книга «Футбол. Война. Холокост» сообщает об ужасах войны и о геноциде, в том числе на примере личных биографий. Правда, в наши дни этот термин употребляют в самых разных словосочетаниях, ситуациях, в самом необычном контексте…
– Действительно, сегодня все преступления нацистов, их пособников и союзников на оккупированной территории СССР чаще всего квалифицируют термином «геноцид». Причем преступления как против мирного населения, так и военнопленных.
Не вдаваясь в детали, выскажу свою точку зрения. На советской земле было уничтожено наибольшее количество мирных граждан, точную цифру которых нам еще предстоит установить. Бесспорно, именно здесь был самый жестокий оккупационный режим. В приговоре Нюрнбергского трибунала на основе огромного количества советских и немецких документов говорится о «преступлениях против человечности и военных преступлениях». Именно эти термины представляются мне вполне релевантными, которые ни в коей мере не преуменьшают преступления оккупантов.
Термин же «геноцид» предполагает действия против национальной, этнической, расовой или религиозной группы. В Конвенции ООН 1948 года, признанной мировым сообществом, где сказано о полном или частичном уничтожении людей либо об иных способах сокращения их численности, не идет речь о жертвах по территориальному принципу или по принципу гражданства. И футбол на оккупированной территории СССР (как и целый ряд указанных выше мероприятий) был нужен оккупантам не только для того, чтобы замаскировать свои истинные «конечные цели» расового господства, но и создать иллюзию «нового порядка» с «человеческим лицом», – сказал историк Илья Альтман, один из составителей книги «Футбол. Война. Холокост».